Смесь пропан-бутан представляет собой универсальный синтетический газ, который можно получить из попутного нефтяного газа, а также в процессе переработке нефти, т.е. в принципе, для большей части производителей пропан-бутан - это побочный продукт.
В соседней России в сырье для нефтехимической промышленности и в сжиженную смесь пропана-бутана перерабатывается не больше 40% попутного газа, еще столько же без переработки сжигается на ГРЭС, оставшиеся 20% сжигаются прямо на месторождениях.
Подобным образом официально нефтяные компании уничтожают попутного газа 4 млрд. кубических метров в год, а по неофициальным данным - до10 млрд. кубических метров в год.
Пропанобутановую смесь в обиходе называют просто пропан.
Чтобы эта смесь оставалась в жидком состоянии, ее хранение и перевозку осуществляют под давлением 1,6 МПа или 16 атмосфер.
Процесс заправки автомобилей с ГБО пропаном очень похож на заправку обычным топливом, потому что газ сжижен.
Молекулярная формула пропана - C3H6; плотность жидкости при нормальном атмосферном давлении составляет 584 кг на метр кубический; температура кипения при нормальном атмосферном давлении - 42,1 градусов по шкале Цельсия; уровень критической температуры составляет +95,7 градусов.
Одной из самых важных характеристик пропана и бутана, которая отличает их от других видов топлива, является формирование при наличии свободной поверхности над жидкой фазой пара, это происходит в результате появления давления со стороны насыщенного пара, то есть давления пара одновременно с присутствием в баллоне жидкой фазы.
При наполнении баллона происходит быстрое испарение первых порций сжиженного газа и они заполняют весь его объем, при этом создавая внутри определенное давление.
Если давление уменьшается - газ сразу же испаряется.
Это испарение длится пока образовавшиеся пары, не достигнут стадии насыщения.
Данное свойство пропана и бутана дает возможность хранить газ в небольшом объеме, а это очень важно.
Уровень давления насыщенного пара бутана равен 0,1 МПа при 0 градусов по Цельсию и 0,17 МПа при 15 градусах, а уровень давления насыщенного пара пропана при таких же температурах 0,59 и 0,9 МПа соответственно.
Данное различие приводит к существенной разнице в давлении смеси пропана и бутана, при изменении их пропорций.
Давление увеличивается при росте температуры, это приводит к значительным изменениям объема сжиженного газа, который находится в жидком состоянии.
Это значит, если баллон полностью заполнен сжиженным газом в жидком состоянии и температура продолжает расти, то давление будет быстро увеличиваться, а это может привести к взрыву баллона.
Именно поэтому никогда не стоит заполнять баллон сжиженным газом полностью, следует в обязательном порядке оставлять паровую подушку, объем которой должен быть не меньше 10% от емкости баллона.
Пропан и бутан отличаются такой характеристикой как температура кипения, при достижении которой они могут переходить из жидкого состояния в газообразное.
Бутан прекращает переходить в газ и остается в жидкой фазе при температуре -0 °С, для пропана же эта температура - 43° С.
В холодных климатических условиях (или же зимой) в сжиженном нефтяном газе - смеси пропана с бутаном, должно быть больше пропана для лучшей газификации этой смеси.
На газозаправочные станции, как правило, поступает сжиженный нефтяной газ следующих марок: ГТБА летний - пропан-бутан автомобильный с концентрацией 50+10% пропана, а также бутан и зимний ПА - пропан автомобильный с концентрацией 90+10% пропана.
Показатель теплоты сгорания газа несколько выше, чем у бензина.
Но с ростом количества воздуха, подаваемого в двигатель, теплота сгорания немного уменьшается.
Примем мощность двигателя, который работает на бензине за 100%, тогда мощность двигателя, который работает на газе, будет равна примерно 90%, это ведет к снижению максимальной скорости приблизительно на 4%, но не следует забывать об экономии финансовых средств.
Мировое соотношение стоимости бензина к газу составляет 10:6.
Снижение мощности двигателя происходит в связи с более низкой, чем у бензинового топлива, теплотой сгорания газа.
Бывает, что этот недостаток пытаются устранить с помощью ранней установки угла опережения зажигания до ВМТ на 3 - 5°.
При эксплуатации большой разницы при движении авто на газе или на обычном топливе не ощущается.